Зачастую даже специалисты не могут справиться с высокой тревожностью ребёнка, подростка. Особенно, если речь идёт о личностной тревожности, которая определяет поведение и отношение индивида к разным жизненным ситуациям, трудностям и т.д.
С другой стороны, если речь идёт о ситуативной тревожности, то сегодня она может не проявляться по результатам бланковых методик, а завтра (или через неделю) может возникнуть в связи с конкретными жизненными обстоятельствами, но ведь не будешь применять бланковые методы каждую неделю.
На мой взгляд, ситуативная тревожность проявляется в общении, в деятельности и хорошему специалисту или просто заинтересованному и неравнодушному педагогу или родителю будет видно невооружённым взглядом, что ребёнок тревожится, беспокоится, испытывает определённые или неопределённые страхи... А потом уж, по результатам наблюдений можно использовать бланковые методики, чтобы определить направленность, локализацию, страхов и/или тревоги...
Или я не права?

Спасибо, Оксана, за развёрнутый комментарий, за яркие примеры. Да, действительно, школьная дезадаптация (тревожность по поводу школьных ситуаций, неумение приспособиться к школьному порядку) в самых тяжёлых случаях перерастает в школьный невроз - это крайняя степень вышеперечисленных состояний, с которыми порой невозможно справиться обычными педагогическими и психологическими методами и необходима в комплексе помощь ещё и невролога. Вы отлично справились и дали чёткие рекомендации другим родителям и даже педагогам по оптимальному взаимодействию с ребёнком в период адаптации к школьной жизни, к нагрузкам (ведь дезадаптацию, как правило, вызывают увеличившиеся нагрузки, необходимость соблюдать порядок (дисциплина) и потребность соответствовать требованиям родителей и учителя).
Да, Вы правы, Екатерина. Когда ребёнок тревожится, его что-то беспокоит, это сразу будет видно, даже не специалисту: он нервничает, раздражается по мелкому поводу, не может сконцентрироваться, у него растерянный взгляд и многое другое (у разных детей по-разному). Как мы в семье справлялись с этим? Когда мой сын был в 1 классе (и в начале года 2 класса), он был очень беспокоен, боялся опоздать, сделать ошибку, ответить не так, психовал, даже иногда был агрессивен (хотя раньше этого никогда не проявлялось). Я и сама понимала, что это связано с приходом в школу (стресс, тревожность), и психолог объяснила, что у него остро проходит адаптация, высокая школьная тревожность, и что если не действовать адекватно, мягко, с пониманием, может вылиться в школьный невроз. Что это такое я тогда не очень представляла, но как действовать - я интуитивно поняла (как любой любящий и разумный родитель). Мы вместе с ним разбирались в причинах его тревог, разбирали по полочкам все его страхи, проговаривали все возможные варианты негативных последствий, анализировали все его плюсы и сильные стороны - и... справились. Во 2 классе в начале года была немного тревожность, тут уже я начала волноваться, что всё начнётся сначала, но всё прошло и больше никогда не возвращалось. Наверное той терапии, совместно с учителем и психологом (мы тогда очень плотно работали) вполне хватило на все последующие школьные годы. Позже, уже в старших классах уже он приходил ко мне и предлагал проанализировать какую-то сложную ситуацию вместе. Этот опыт был полезен также и для укрепления доверительных отношений в семье.