Зачастую даже специалисты не могут справиться с высокой тревожностью ребёнка, подростка. Особенно, если речь идёт о личностной тревожности, которая определяет поведение и отношение индивида к разным жизненным ситуациям, трудностям и т.д.
С другой стороны, если речь идёт о ситуативной тревожности, то сегодня она может не проявляться по результатам бланковых методик, а завтра (или через неделю) может возникнуть в связи с конкретными жизненными обстоятельствами, но ведь не будешь применять бланковые методы каждую неделю.
На мой взгляд, ситуативная тревожность проявляется в общении, в деятельности и хорошему специалисту или просто заинтересованному и неравнодушному педагогу или родителю будет видно невооружённым взглядом, что ребёнок тревожится, беспокоится, испытывает определённые или неопределённые страхи... А потом уж, по результатам наблюдений можно использовать бланковые методики, чтобы определить направленность, локализацию, страхов и/или тревоги...
Или я не права?

Спасибо, Оксана, за развёрнутый комментарий, за яркие примеры. Да, действительно, школьная дезадаптация (тревожность по поводу школьных ситуаций, неумение приспособиться к школьному порядку) в самых тяжёлых случаях перерастает в школьный невроз - это крайняя степень вышеперечисленных состояний, с которыми порой невозможно справиться обычными педагогическими и психологическими методами и необходима в комплексе помощь ещё и невролога. Вы отлично справились и дали чёткие рекомендации другим родителям и даже педагогам по оптимальному взаимодействию с ребёнком в период адаптации к школьной жизни, к нагрузкам (ведь дезадаптацию, как правило, вызывают увеличившиеся нагрузки, необходимость соблюдать порядок (дисциплина) и потребность соответствовать требованиям родителей и учителя).